Ситуации конфликта интересов на государственной службе: примеры и решения

Что понимается под конфликтом интересов?

Что такое конфликт интересов на государственной и муниципальной службе? Само по себе это понятие достаточно широко применяется в различных отраслях — в банковской, социальной сфере и др.

Впервые понятие «конфликт интересов» по отношению к государственным служащим было раскрыто Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ), затем в Федеральном законе от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ) и в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Но Закон N 273-ФЗ дает более широкое понятие конфликта интересов на государственной или муниципальной службе — это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, а также иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе можно охарактеризовать как конфликт между интересами общества, государства и личным интересом служащего, рассматриваемый не только как уже возникшее противоречие, но и как возможность его возникновения в будущем.

Причинами возникновения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе являются наличие противоречий и пробелов в правовом регулировании, ненадлежащий контроль при выполнении служащими своих должностных обязанностей, отсутствие должной защищенности гражданских служащих от вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, недостаточное использование материальных ресурсов в целях мотивации госслужащих, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей самими госслужащими и др.

Введение института конфликта интересов на государственной и муниципальной службе в первую очередь было вызвано вытекающими из Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 международными обязательствами РФ, а также необходимостью предотвращать влияние каких-либо частных интересов на исполнение гражданскими и муниципальными служащими своих должностных обязанностей. Включение данного института в систему регулирования определенно является вкладом в борьбу с коррупцией, поскольку помогает установить наличие противоречий между личными интересами государственного или муниципального служащего и публичными интересами, а также принять меры к предупреждению такого конфликта.

С целью разрешения конфликта интересов в первую очередь необходимо установить причину его возникновения, взять его под контроль и определить требуемые меры по его урегулированию.

Как происходит урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе

На каждого муниципального служащего, согласно российском законодательству, возлагается прямая обязанность препятствовать возникновению конфликта интересов. В частности, если в процессе деятельности служащий столкнется с необходимостью осуществлять свои обязанности в отношении близкого лица или иного аффилированного физического или юридического лица, он обязан уведомить о данном факте своего непосредственного руководителя и попросить временно заместить его в данном вопросе иным, беспристрастным работником.

Кроме этого, обязанность сообщать о конфликте интересов у своих коллег возлагается и на других муниципальных служащих, и несообщение может также являться причиной для подозрения в участии в коррупционной схеме. Если в рамках урегулирования конфликта интересов проводится временное отстранение работника от деятельности, то на этот период отстранения за ним обязательно сохраняется рабочее место и средний заработок.

Основным регулирующим возможные конфликты интересов и устраняющим их последствия органом являются специальные комиссии, которые могут функционировать в муниципальных органах как на временной основе по каждому конкретному случаю, так и на постоянной.

Владение муниципальным служащим ценными бумагами и акциями лиц, с которыми ведет деятельность муниципальный орган, также относится к конфликту интересов. На время осуществления таковых взаимоотношений все вышеозначенные бумаги должны быть переданы в доверительное управление.

Законодательные запреты и их нарушение

Может возникнуть конфликт интересов, если госслужащий получает те или иные наградные знаки, почетные звания (кроме, разве что, научных) от зарубежных и международных организаций или общественных, религиозных объединений.

Когда происходит такая ситуация, должен быть проанализирован смысл и цель предоставления наград и, в обязательном порядке, рассмотрена ситуация всесторонне – то есть, нужно проанализировать, имеют ли место пристрастность и необъективность в этом вопросе.

Получать награды без письменного разрешения госслужащему запрещено

Если же госслужащий выполняет оплачиваемую работу в организациях, получающих финансирование от других государств, то, во-первых, необходимо в обязательном порядке получить письменное разрешение представителя нанимателя на занятия оплачиваемой деятельностью, если таковая финансируется за счет иностранных государств или международных организаций, а также непосредственно иностранных граждан. Без этого деятельность запрещена.

Представитель нанимателя должен обязательно провести проверку и выяснить, может ли выполнение служащим такой работы как-либо повлиять на объективность и беспристрастность последнего. Также обязательно должно быть представление нанимателя о том, какого рода работа для иностранных государств или граждан выполняется.

Может возникнуть конфликт, если произошло так, что госслужащий во время проведения контрольных или надзорных мероприятий обнаружил, что имело место нарушение законодательства в некой организации, где работают его родственники или близкие люди (или в ином случае возникновения конфликта интересов).

Конфликт интересов может возникнуть, если госслужащий в рамках своей работы обнаружил нарушения в организации, где трудятся его родственники

Предположим, гражданин Н. проводит санитарную инспекцию ресторана, владельцем которого является его тесть, и обнаружил существенные нарушения санитарных норм. Предположим, он уполномочен принимать решения по данному вопросу, однако хотел бы уклониться от их принятия, поскольку владелец ресторана – лицо заинтересованное, и конфликт с ним может повлечь неприятные последствия. Имеет ли право Н. на какие-то поблажки в отношении своего родственника? Нет. И более того, возникновение подобных ситуаций следует пресекать.

В этом случае единственно верным вариантом развития событий будут действия в рамках закона, а также отсутствие какой-либо личной вовлеченности (относительно советов, к примеру), на тему того, какие организации могут помочь в устранении подобных изъянов.

Также стоит уведомить работодателя (непосредственное начальство) в том, что имеет место конфликт личных интересов, который может повлечь за собой те или иные нежелательные результаты для обоих сторон.

Всегда необходимо уведомлять начальство о подобных ситуациях

В некоторых ситуациях служащий может иметь некую информацию, полученную в ходе служебных обязательств, которая недоступна для широкой общественности, и могут быть получены конкурентные преимущества при совершении коммерческих сделок. Как поступить?

Это касается даже информации, которая сама по себе не считается конфиденциальной, и изъята из публичного доступа только временно. Сведения можно будет использовать только тогда, когда они станут известны широкой общественности.

Госслужащий не имеет право разглашать служебную информацию

Уведомление о конфликте

Порядок уведомления о выявленном конфликте также регулируется действующим законодательством. При сообщении работодателю о разногласиях нужно руководствоваться соответствующим ФЗ, а также утвержденным порядком в конкретном органе власти или организации.

Предусматривается конкретный образец уведомления, в котором изменятся только место работы, характер конфликта, иные индивидуальные аспекты ситуации. При этом нужно соблюсти структуру документа:

  • Шапка. Здесь обозначается, кому, от кого поступает уведомление. Нередко в конкретных органах власти, иных организациях предусматривает специальный бланк уведомлений.
  • Основная часть. Сюда включается отсылка на статьи федерального закона, а также характер недопонимания, предпринятые служащим меры и так далее.
  • Заключение. Не нужно указывать никаких просьб или требований. В завершение достаточно подписать документ, проставить дату. Также будет обозначено, когда документ был получен и зарегистрирован.

Уведомление служит вариантом докладной. Если проблема выявляется путем проверок, то госслужащий теряет возможность самостоятельно решить проблему, здесь к нему могут применять меры воздействия.

Образец уведомления

Порядок урегулирования конфликтов интересов в рамках муниципальной службы

Специфика и порядок урегулирования конфликтов интересов в рамках муниципальной службы определяется статьей 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Данный нормативный акт предусматривает порядок действий, направленных на урегулирование или предотвращение конфликта интересов в рамках муниципальной службы. Суть этого урегулирования или предотвращения состоит в изменении служебного или должностного положения муниципальных служащих, которые выступают одной из сторон конфликта интересов. Изменение служебного или должностного положения муниципальных служащих предполагает возможность их отстранения от исполнения служебных должностных обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством. Еще одним вариантом изменения служебного или должностного положения муниципальных служащих является их отказ от получения выгоды, которая выступает в качестве причины возникновения конфликта интересов.

К возникновению конфликта интересов в рамках муниципальной службы может привести следующее обстоятельство, распространяющееся на лицо, замещающее должность муниципального служащего: владение ценными бумагами, паями или долями в уставных капиталах хозяйствующих субъектов. В этом случае в обязанности муниципального служащего вменяется передача принадлежащих ему ценных бумаг, иных прав на уставный капитал хозяйствующих субъектов в доверительное управление согласно требованиям гражданского законодательства России.

Муниципальный служащий в соответствии с требованиями законодательства обязан предпринимать меры, направленные на урегулирование или предотвращение конфликта интересов в рамках муниципальной службы. В том случае если муниципальный служащий нарушает это требование, законодательством его действием могут рассматриваться как правонарушение, которое влечет ответственность в виде увольнения с муниципальной службы муниципального служащего.

При получении представителем работодателя информации о наличии у муниципального служащего личной заинтересованности, способной привести или приводящей к возникновению конфликта интересов, первый обязан предпринять меры, направленные на урегулирование или предотвращения конфликта интересов. Эти меры предусматривают возможность отстранения муниципального служащего от должности муниципальной службы, замещаемой им на срок, необходимый для урегулирования возникшего конфликта интересов. За муниципальным служащим на период отстранения сохраняется его денежное содержание.

На представителя работодателя муниципального служащего возлагается обязанность принятия мер, направляемых на урегулирование или предотвращение конфликта интересов. В том случае если представитель работодателя не исполняет эту обязанность, его действия могут рассматриваться как правонарушение, которое влечет за собой ответственность в виде увольнения представителя работодателя с занимаемой должности.

Органы муниципального управления, аппараты избирательных комиссий муниципальных образований имеют право на формирование в своей структуре комиссий, предметом деятельности которых является соблюдение требований к поведению муниципальных служащих в рамках муниципальной службы и урегулирование возникающих конфликтов интересов.

Трудоустройство чиновников

Верховный суд напомнил, что установлены ограничения в трудоустройстве государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности. При их приеме на работу организации должны соблюдать определенные условия, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность. В ,  в частности,  к административным правонарушением отнесено привлечение к трудовой деятельности в коммерческую организацию на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях договора гражданско-правового характера, действующего государственного или муниципального служащего, который занимает должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами. Аналогичная ответственность предусмотрена при трудоустройстве бывшего чиновника, если оно произошло с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

В число таких требований входит обязательное информирование бывшего работодателя чиновника, при заключении с ним трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы или гражданско-правового договора со стоимостью выполняемых работ свыше 100 тысяч рублей в месяц. Как указал ВС РФ, если работодатель в 10-дневный срок не сообщит о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, представителю его нанимателя (работодателя) по последнему месту его службы, то возникает объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена нормами статьи 19.29 КоАП РФ. При этом, у представителя нанимателя (работодателя) не возникает  такой обязанности в том случае, если бывший чиновник осуществляет свою трудовую  деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении.

Субъектом административного правонарушения по статье 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо организации, а лишь то, на которое  возложена обязанность по соблюдать требования части 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции». Как правило, это руководитель организации или кадровый работник.

Типовые примеры

Практика, опираясь на федеральное законодательство и реальные ситуации, возникающие в период прохождения госслужбы, знает примеры таких конфликтов.

Условно существующие типовые примеры  можно разделить на следующие группы:

  • Выполнение управленческих функций в отношении родственников. При наличии таких связей лицо должно сообщить об этом. Проблема нередко проявляется при вхождении служащего в аттестационную или конкурсную комиссию, которая решает вопрос устройства на работу его родственника. Служащие должны устранить нарушения конкретного случая, чтобы не возникло разногласий.
  • Выполнение иной оплачиваемой работы. Если служащий, его родственник решают выполнить работу в какой-либо организации по трудовому или гражданскому договору. Должностное лицо при этом обязано направлять свои полномочия на такую компанию. Здесь также возникнет конфликт. При этом ситуации надо рассматривать индивидуально, поскольку не всякая оплачиваемая работа повлечет за собой ряд разногласий.
  • Осуществление оплачиваемой работы в организации, которая материально зависима от компании, на которую распространяются полномочия служащего. Принцип возникновения недопонимания тот же, что и в предыдущем примере. Главное, чтобы работа не затрагивала интересы участвующих субъектов.
  • Выполнение оплачиваемой работы в организации, которая выступает аффилированной компанией субъекта, на которого направлена деятельность госслужащего. Также сюда относятся родственники должностного лица.
  • Осуществление платной работы в государственном органе, где лицо служит. То есть должностное лицо не может стать исполнителем той или иной оплачиваемой работой в отношении органа власти. Но только при условии возникновения конфликта интересов согласно признакам такого понятия.
  • Владение ценными бумагами, вкладами. Разногласие возникает только при условии, что ценные бумаги, вклады оформлены и приобретены у организации, в отношении которой служащий исполняет управленческие функции.
  • Получение подарков, услуг. Проблема возникает в том случае, если такая «благодарности» поступает со стороны граждан и компаний,  если на них направлены управленческие функции. Некоторые подобные действия можно расценить как взятку.
  • Наличие имущественных обязательств. Здесь также необходимо установить, что субъект, перед которым имеется обязательство, подвергается управлению со стороны служащего.
  • Осуществление управленческих функций в отношении компании, где ранее госслужащий был сотрудником, директором или занимал иную должность.
  • Получение наград и званий со стороны иностранных государств, партий или иных объединений.

Кроме того, указанные ситуации распространяются не только на служащих, но также на их родственников.

Одна из типичных ситуаций, когда возникает конфликт интересов – госслужащий является членом комиссии, которая рассматривает заявку или кандидатуру его родственника

Конфликт интересов на муниципальной службе — основные понятия

Прежде чем рассматривать принципы регулирования вопросов, связанных с конфликтом интересов на муниципальной службе, необходимо узнать точное значение рассматриваемого термина. С юридической точки зрения конфликтом интересов называется ситуация, в которой личные интересы служащего или сотрудника могут возникать и потенциально нести угрозу его рабочей, служебной или общественной деятельности в случае злоупотребления. Соответственно, к примерам возникновения подобного конфликта в отношении муниципальных служащих можно отнести следующие ситуации:

  • Рассмотрение муниципальным служащим кандидата на конкурсную должность, который приходится ему родственником или каким-либо образом имеет иные близкие контакты. В таком случае конфликт интересов предполагает возможное трудоустройство в обход конкурса или просто с учетом субъективного восприятия конкурсанта проверяющим.
  • Проведение тендеров и муниципальных заказов услуг или товаров. Если один из контрагентов находится в родстве или имеет коммерческие связи с близким человеком должностного лица, ответственного за проведение конкурса, то такая ситуация также является порождающей конфликт интересов.

Любые другие ситуации, когда сотрудник муниципальной службы может быть вынужден выбирать между своими прямыми должностными и служебными обязанностями и личными интересами — семейными, общественными, коммерческими или политическими.

Непосредственно конфликт интереса подразумевает именно возникающую ситуацию, а не ее возможные последствия. То есть — фактически, даже если сделка или иное действие было произведено без учета имеющегося конфликта интересов, таковое действие не обязательно должно нанести вред государству или службе. Однако с учетом больших рисков коррупции предполагается недопущение конфликта интересов еще до того момента, как он сможет повлиять на принятие каких-либо решений.

Выполнение услуг

Следующая типовая ситуация – чиновник собирается выполнить какие-либо оплачиваемые действия в учреждении, в котором непосредственно осуществляет государственное управление. Он обладает правом на это лишь в случае, если это не вызывает конфликта интересов. Если же последний имеет место быть, чиновник обязан проинформировать об этом нанимателя и начальника. Заявление составляется в письменной форме. Это влечет за собой юридические последствия. И если выясняется, что конфликт действительно имеет место быть, чиновник должен отказаться от выполнения оплачиваемых действий в своем учреждении.

Если же такие действия уже выполняются, ему также нужно уведомить об этом начальство – это его прямая обязанность по закону. После он должен отказаться от продолжения такой работы. Если же родственные лица государственного служащего выполняют оплачиваемую работу в организации, в которой он трудится, он также должен уведомить об этом свое начальство. Если мер по профилактике конфликта интересов принято не было, чиновника отстраняют от должности.

Наличие личной заинтересованности у чиновника оказывает негативное влияние на то, как он исполняет свои служебные обязанности. Это вызывает сомнения в беспристрастности его действий, объективности. Закон не содержит запрета на трудоустройство родственных лиц в государственные структуры. Однако это провоцирует конфликты интересов.

Подводим итоги

Итак, из вышеперечисленных случаев следует, что при возникновении конфликта интересов со стороны работника обязательно должны последовать меры по предотвращению или урегулированию данного конфликта. В противном случае это будет считаться правонарушением. Какие могут быть наступить санкции?

Используя подобные ситуации в личных интересах, можно подорвать или полностью утратить доверие работодателя, вследствие чего наступят последствия в виде увольнения в занимаемой должности на государственной службе. Это достаточно жесткая мера пресечения, однако она базируется на том, что интересам и правам граждан, общества, организаций, субъектов Российской Федерации или же самой стране не должно быть причинено никакого вреда из-за некорректных действий государственных служащих.

В этом случае дисциплинарная ответственность может выражаться в виде вынесения замечания, выговора или же предупреждения о том, что данный сотрудник не полностью соответствует занимаемой должности.

При возникновении таких ситуаций обязательно должны последовать меры по предотвращению такого конфликта

Подытоживая все вышесказанное, стоит обязательно отметить, что данная проблема (конфликт интересов в системе государственной службы) на сегодняшний день считается весьма актуальной, и так будет продолжаться еще длительное время

Ни в коем случае нельзя забывать и о моральной стороне вопроса – крайне важно развивать уровень нравственной культуры государственных работников, повышать правовую грамотность и следить за тем, чтобы работники всегда были в состоянии принимать соответствующие их статусу и должностным обязанностям решения

Высокий уровень морали для работников государственных структур является крайне важным, в противном случае может идти речь о существенном ущербе для граждан Российской Федерации, а также их основных прав и свобод.

Наличие личной заинтересованности работника в том или ином вопросе сама по себе не является правонарушением. Для того, чтобы не понести вредных для себя и окружающих последствий, нужно обязательно сообщить о том, что имел место конфликт интересов (либо если он так или иначе может возникнуть в перспективе). Не нужно пугаться, что подобный момент личной заинтересованности будет предан огласке. Всегда проще предотвратить подобный инцидент, связанный с конфликтом интересов, нежели затем длительное время заниматься урегулированием наступивших последствий. Такие вещи не следует допускать уважающим себя государственным сотрудникам.

Работники госслужбы должны помнить о своих обязанностях и правилах поведения

В подобных ситуациях всегда встает выбор между личными интересами и общественным долгом

При этом служащий еще не сделал окончательный выбор, не принял решение, и важно, чтобы таковое решение было верным. Необходимо всеми доступными средствами выявлять конфликт личных интересов и вовремя урегулировать его или его последствия

За счет этого можно будет избежать большого количества правонарушений, связанных с коррупцией в тех или иных государственных системах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector