Должностной регламент государственного гражданского служащего

Порядок разработки и утверждения

Общей формы должностного регламента для предприятий госслужбы не разработано. Отдельные ведомства создают и утверждают его самостоятельно на основании стандартной документации.

Таблица. Нормативная база для разработки должностного регламента

Документ Описание
ФЗ № 79 от 27.07.04 (ред. 11.12.18 г.) Разъясняет назначение, структуру, содержание регламента
Документация о госоргане Указывает функции, описывает рабочий процесс, список услуг и правила их предоставления
Штатное расписание Предоставляет информацию о должностях и подразделениях
Документация о внутреннем подразделении Описывается место службы, к которому причисляется рассматриваемая должность
Должностные функции и права сотрудника Составляются совместно с начальником
Примерная форма (утвержденная) В ней обозначены требуемые разделы, при необходимости их дополняют

За образец принимают типовой регламент, например, представленный ниже. На основании примерной формы разрабатывают собственный документ, который затем необходимо согласовать.

Типовая форма должностного регламента, стр. 1

Типовая форма должностного регламента, стр. 2

Типовая форма должностного регламента, стр. 3

Подготовленный регламент утверждается отделом кадров, юридической службой и непосредственно начальником госсотрудника. Сведения о согласователе, его замечаниях, изменениях вносятся в специальный лист. Каждый участник ставит дату и свою подпись.

Лист согласования

Готовый документ утверждается руководителем органа госслужбы и приобретает силу после оформления приказа. При подписании последнего (если не оговорено иное) регламент считается действительным.

Требования к создаваемому регламенту

Основные требования к построению, содержанию и изложению должностного регламента могут быть сведены к следующему:

  • название регламента должно содержать точное наименование должности, на которую он разработан. В «Общих положениях» следует предусматривать отдельную графу для указания количества служащих в данной должности;
  • состав регламента должен быть разбит на разделы и включать в себя как обязательные разделы, наличие которых законодательно определено, так и дополнительных по усмотрению самого государственного органа;
  • разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Разделы можно при необходимости разбивать на подразделы, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела;
  • содержание текста регламента должно быть по возможности кратким, но четким и достаточным для единообразного понимания сути изложенного, то есть не допускать возможностей различного толкования содержащихся в документе норм;
  • при изложении обязательных для должности характеристик и требований в тексте регламента предпочтительно применять слова «должен», «обязан», «имеет право», «следует», «необходимо» и производные от них;
  • в выходных данных регламента должны содержаться сведения о том, кто составил, согласовал и утвердил конкретный должностной регламент, должна быть указана дата ввода в действие должностного регламента;
  • в конце регламента желательно предусматривать раздел под названием «Изменения, вносимые в должностной регламент», где они в последующем будут отражаться (табл. 1);
  • регламент должен завершаться указанием на ознакомление с ним должностных лиц, для кого этот регламент разработан, по следующей форме (табл. 2).

Таблица 1

 N п/п
Содержание изменения
    Основание    
    Дата    
     Подпись        руководителя  

Таблица 2

 N п/п
         Ф.И.О.         
Дата ознакомления
      Личная подпись      

И.Марченко

Д. с. н.

Сибирская академия

государственной службы

Ответственность государственных служащих

Юридическая
ответственность государственных
служащих может быть определена как
предусмотренная санкцией правовой
нормы мера государственного принуждения,
в которой проявляется государственное
осуждение служащего, виновного в
совершении правонарушения, который
должен понести наказание личного или
имущественного характера.

За
совершение разного рода правонарушений
государственные служащие подлежат
определенным видам юридической
ответственности: уголовной, административной,
дисциплинарной, гражданско-правовой.

Основными
особенностями дисциплинарной
ответственности является то, что она
применяется в пределах служебной
подчиненности, а ее основанием может
выступать административный проступок,
дисциплинарный проступок или нарушение
морального характера. Относительно
последнего следует указать, что
дисциплинарная ответственность может
наступить за совершение лицом проступка,
позорящего его как государственного
служащего или дискредитирующего
государственный орган, в котором он
работает.

Административная
ответственность государственных
служащих наступает за совершение
государственным служащим административного
проступка.

Главные проблемы

Должностной регламент – это документ, который довольно сложно составить. При его создании, как правило, в конечном итоге обнаруживается множество ошибок, среди которых самые частые:

  • неполная трактовка и перечень ряда прав и обязанностей, которые лежат на плечах гражданского служащего, что в конечном итоге может привести к их общей несбалансированной и несогласованной деятельности, создавая тем самым большое количество проблем;
  • нечеткое отражение всех услуг, которые может предоставить гражданину государство;
  • наличие слишком общего отражения требований к квалификационным параметрам;
  • слабый показатель результативности деятельности профессионального характера.

Несовершенный тип регламента не сможет выполнить свою роль во всей мере и ввиду этого был создан некоторый список рекомендаций:

необходимо максимально точно разграничить и закрепить юридическим путем все типы выполняемых действий гражданскими служащими для каждой категории;
необходимо иметь научное обоснование или эмпирически проанализированные перечни распределения прав, в соответствие с уровнями иерархии управления;
важно составить квалифицированную формулировку всех подразделов регламента о несении ответственности определенного субъекта за несоблюдение собственных обязанностей;
следует составлять ясную и понятную систему, в соответствие с которой общие показатели будут четко конкретизироваться и, следовательно, выполняться;
повысить показатели полезного действия регламентов можно путем внесения разделов, предусматривающих отражение вопросов об обязанностях этико-психологического характера служащего.

Основные права гражданского служащего

Они закреплены в 14 статье 79-ФЗ. В соответствии с нормой, к основным правам гражданского служащего относятся права на:

  • обеспечение организационно-технических условий, которые необходимы для исполнения лицом его обязанностей;
  • ознакомление с документацией, устанавливающей обязанности и права по замещаемой должности, критерии оценки эффективности работы служащего, а также условия повышения по службе;
  • оплату труда;
  • отдых;
  • получение в установленном законодательством порядке материалов и информации, необходимых для надлежащего исполнения сотрудником его обязанностей;
  • посещение предприятий, организаций, учреждений любой формы собственности, если это необходимо в связи с исполнением служебного задания;
  • принятие решений в соответствии со своей компетенцией;
  • участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение свободной должности госслужбы;
  • ознакомление со своим личным делом, отзывами о его деятельности, прочими документами до включения их в личное дело, а также на приобщение к материалам личных объяснений;
  • переквалификацию (переподготовку), повышение квалификации на средства соответствующего бюджета;
  • пенсионное обеспечение;
  • проведение служебного расследования по инициативе служащего для опровержения информации, порочащей его достоинство и честь;
  • вступление в профсоюз для защиты своих профессиональных, социальных интересов и прав;
  • внесение предложений по повышению эффективности службы в любую уполномоченную инстанцию;
  • доступ к сведениям, отнесенным к гостайне, если выполнение должностных обязанностей предполагает использование такой информации;
  • защиту персональных данных, имущества, своих жизни и здоровья, а также здоровья и жизни близких родственников.

Понятие и цели составления должностного регламента

Согласно ст. 47 ФЗ № 79 от 27.07.04 (ред. 11.12.18 г.), работа гражданского служащего регламентирована должностным регламентом, который выступает составляющей административного документа госоргана. Он определяет требования к квалификации, права, функции, ответственность сотрудника, взаимоотношения с коллегами и иными предприятиями. Помимо этого, регламент содержит список госуслуг, правила их предоставления. Он также выступает непременной составляющей служебного контракта (ст.24 ФЗ №79). Похожей документацией считаются должностные регламент муниципального сотрудника и инструкция.

Статья 24. Содержание и форма служебного контракта (Фз № 79)

Положения документа опираются на действующее законодательство РФ, при его составлении важно соблюдать определенные правила. Должностной регламент применяется в сфере госслужбы для оптимального подбора кадров, оценки уровня их профессиональных качеств

То есть основными целями документа выступают:

  • организация нормативно-правовой основы работы служащих;
  • усиление ответственности сотрудников за выполнение поставленных задач с опорой на контракт о прохождении госслужбы;
  • гарантия объективной оценки при конкурсном отборе на замещение вакантной должности или причислении сотрудника в кадровый резерв, при аттестационных мероприятиях, квалификационном экзамене, премировании.

Кем утверждается должностной регламент на госслужбе

Должности государственной службы, предназначенные для обеспечения выполнения функций государства и государственных органов, а также для обеспечения полномочий лиц, замещающих конституционные должности и конституционные (уставные) должности, учреждаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Должности государственной службы подразделяются на должности государственной гражданской службы, должности государственной военной службы, должности государственной службы в правоохранительных органах и должности государственной службы в иных государственных органах.

Для обеспечения правильности составления такого рода документов важно соблюдать определенные установки и рекомендации. Принцип последовательности Рекомендация первого условия заключена в целесообразном следовании принципа последовательности, который используется в ходе составления и разработки любого нормативно-правового акта

Согласно этому, начинать «движение» лучше от более общего ряда положений к детерминированным типам нормы.

Во-первых, целесообразно следовать принципу последовательности при разработке нормативно-правовых актов, согласно которому всегда надо двигаться от более общих (первичных) положений к детерминированным (вторичным) нормам, то есть от более общих к конкретным актам.

Последним в этом списке является сам регламент.

Должностной регламент в органах государственной службы

В его структуре обязательно должны быть: — должностные обязанности, ответственность и права государственного служащего за ненадлежащее исполнение либо неисполнение вообще своих должностных обязанностей, которые соответствуют задачам и функциям соответствующего структурного подразделения; — перечень квалификационных требований к характеру и уровню знаний, навыков, которые предъявляются к гражданскому служащему, а также наличие соответствующего образования и стажа государственной службы либо опыта работы по специальности; — вопросы, по которым гражданский служащий имеет право либо обязан принимать решения самостоятельно; — порядок взаимодействия служащего при исполнении им своих обязанностей с иными должностными лицами либо организациями и простыми гражданами.

Государственная и муниципальная служба

Следование данным установкам позволит отразить порядок внутри различных организаций, сделать выводы о ходе службы граждан, конкретно и точно распределять меры поощрения или наказания. Согласно нормам действующей законодательной силы, было создано понятие примерного должностного регламента.

Он утверждается определенным органом управления гос. службами. Этот документ является формой и примером того, как следует выполнять свои обязанности всем служащим.

До момента внесения на обозрение такой информации, ее функцию выполняет существующий орган гос. власти, входящий в федеральные уровни.

Однако все они должны базироваться на основе типовой разработки.

34. должностной регламент государственного гражданского служащего

В документе отмечается, что реформирование государственной службы является приоритетным направлением в области государственного строительства и, в частности, предполагает решение таких задач, как обеспечение открытости и регламентация деятельности органов государственной власти и государственных служащих, повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти за счет улучшения качества оказываемых указанными органами государственных услуг и рационального использования государственных ресурсов, активное использование современных информационных технологий.

Обязанности госслужащего

При реализации специальных и основных прав гражданский служащий должен соблюдать законодательство и требования должностного регламента. В статье 15 79-ФЗ закреплены обязанности сотрудников, в числе которых:

  1. Соблюдение Конституции, федерального законодательства и иных нормативных актов, издаваемых в РФ, а также обеспечение их исполнения.
  2. Выполнение возложенных задач в соответствии с требованиями должностного регламента.
  3. Соблюдение прав организаций и граждан при исполнении служебных обязанностей.
  4. Выполнение поручений начальников, данных в пределах их компетенции, установленной законодательством.
  5. Соблюдение служебного распорядка.
  6. Поддержание квалификации на уровне, необходимом для надлежащего исполнения своих обязанностей.
  7. Сохранение конфиденциальности данных, отнесенных к гостайне, а также сведений, затрагивающих достоинство, честь, а также частную жизнь других лиц, если они стали известны при выполнении служебного долга.

Одинаковое заполнение

Поскольку должностной регламент – это нормативный документ, то второе условие рекомендует при достижении целей пользоваться единообразным подходом к заполнению и оформлению документации. Необходимо обеспечить максимальную содержательность и сопоставимость проектируемой нормы для любой организации.

Реализация последнего требования тесно связана с рядом трудностей по причине того, что в современном законодательстве РФ нет четкой и понятной, легко воспринимаемой и качественной, методической рекомендации, позволяющей максимально точно и правильно разработать такие документы. Ввиду этого, государственные служащие часто вынуждены отрабатывать структурные фрагменты указаний акта, регламента самостоятельно. Это может приводить к снижению полноты и конкретизации различных норм.

При составлении рассматриваемого документа важно знать о его связи с особым статутом. Это — ряд прав и норм, которые позволяют использовать себя как самостоятельный источник информации, посредством которого можно определять разнообразие жизненных отношений между субъектами структуры

Возможные трудности и распространенные ошибки при составлении

При разработке регламента возникновение сложностей и неточностей обусловлено отсутствием общей формы документа, наличием у отдельных должностей нюансов и особенностей. К распространенным ошибкам составления акта относятся:

  • недостаточная трактовка или неполный список должностных функций и прав — становятся причиной разногласий, неорганизованной и несогласованной деятельности;
  • урезанный перечень госуслуг, нечеткая формулировка их объема;
  • наличие только общих требований к квалификации без пояснений и уточнений.

Во избежание ошибок и неточностей при составлении регламента целесообразно воспользоваться рекомендациями:

  • максимально разграничить типы действий, выполняемых служащими разных должностей;
  • точно распределить функции и права, опираясь на иерархическую структуру организации;
  • обозначить меры ответственности со ссылками на нормативную документацию;
  • конкретизировать показатели, по которым будет оцениваться деятельность служащего;
  • для уточнения и пояснения информации допустимо введение дополнительных положений (например, об обязанностях этико-психологического характера).

Должностной регламент обладает весомой правовой силой и полномочиями. Внедрение документа в организациях выступает важным направлением административной реформы в РФ. Регламентация деятельности госслужащих позволяет повысить ее эффективность за счет увеличения требовательности к результату деятельности, ответственности за нее, связывания показателей труда с его оплатой и премированием.

Права государственного служащего.

1)
ознакомление с документами, определяющими
его права и обязанности по занимаемой
государственной должности государственной
службы, критерии оценки качества работы
и условия продвижения по службе, а также
на организационно – технические условия,
необходимые для исполнения им должностных
обязанностей;

2)
получение информации и материалов,
необходимых для исполнения должностных
обязанностей;

3)
посещение для исполнения должностных
обязанностей предприятий, учреждений
и организаций независимо от форм
собственности;

4)
принятие решений и участие в их подготовке
в соответствии с должностными
обязанностями;

5)
участие по своей инициативе в конкурсе
на замещение вакантной государственной
должности государственной службы;

6)
продвижение по службе, увеличение
денежного содержания с учетом результатов
и стажа его работы, уровня квалификации;

7)
ознакомление со всеми материалами
своего личного дела, отзывами о своей
деятельности и другими документами до
внесения их в личное дело, приобщение
к личному делу своих объяснений;

8)
переподготовку (переквалификацию) и
повышение квалификации за счет средств
соответствующего бюджета;

9)
пенсионное обеспечение с учетом стажа
государственной службы;

10)
проведение по его требованию служебного
расследования для опровержения сведений,
порочащих его честь и достоинство;

11)
объединение в профессиональные союзы
(ассоциации) для защиты своих прав,
социально – экономических и профессиональных
интересов;

12)
внесение предложений по совершенствованию
государственной службы в любые инстанции.

Статус субъектов

Все вопросы, касающиеся деятельности государственных гражданских служащих, основные права и обязанности этих лиц регламентируются специальными нормами. Социально-правовой статус рассматриваемых субъектов возникает на основаниях, закрепленных в законодательстве. Основные права государственный гражданский служащий приобретает при поступлении на службу.

Конкретная должность лица является определяющей для его социально-правового статуса. По сути, статус госслужащего можно рассматривать как комплекс установленных и гарантированных государством мер возможного и должного поведения сотрудника, участвующего в государственно-служебных отношениях. При их изменении, соответственно, изменяется и социально-правовое положение работника. К примеру, это может быть понижение, повышение, выход на пенсию, увольнение и пр.

В основе социально-правового статуса служащего лежит восемь групп норм. Они определяют основные права гражданского служащего, устанавливают обязанности, запреты, ограничения, ответственность, закрепляют гарантии, обеспечивают социальную защиту лиц. Эти нормы определяют содержание отношений, в которых субъект участвует.

Определение значения и содержания

Должностной регламент государственного служащего, а также представителя муниципальных структур определяется федеральным законом, введенным в силу с 27 июля. В нем содержится информация о гос

гражданской службе РФ, в соответствии с которой важность и содержательность рассматриваемого документа можно повысить и оценить при помощи наличия выполнения некоторых условий

Деятельность профессионального типа, для гражданского ряда лиц, может осуществляться лишь при полном соответствии с конкретным документом. Все указания и нормы должны утверждаться представителем организации-нанимателя.Должностной регламент обязан включать в себя ряд квалификационных требований, которым должен соответствовать уровень и характеристика знаний и умений нанимающегося гражданского лица. Необходимо указывать набор прав, обязанностей, а также возможную ответственность за отсутствие исполнения тех или иных полномочий. Подобная информация должна сопоставляться с административной формой регламента для государственных служащих.

Обязательно необходимо составить перечень явлений, ввиду которых могут возникнуть вопросы. Их необходимо разделить на самостоятельно решаемые и те, которые может решить только высшее управление.

Следует составить ответы для вопросов о правах и обязанностях гражданского лица, участвовать в процессе подготовки проектов нормативно-правовых актов

Важно точно указывать срок и даты, в течение которых будут подготовлены и рассмотрены проекты, которые необходимо изучить и принять или отклонить

Оценивается также составление перечня услуг, которые будут оказаны гражданину или организации в соответствие с данными регламента гос. органа.

Особенности статусных норм

Как правило, они устанавливаются не персонально для отдельных служащих, а для должностей, которые они замещают. Следовательно, статусные нормы можно назвать производными от функций и задач, реализуемых конкретным государственным органом, в штате которого находится работник.

Указанные нормы разделяют на две группы: специальные и общие. Первые, в свою очередь, также подразделяются на основные и дополнительные.

К общим нормам относят положения, распространяющие действие на всех служащих вне зависимости от ветви, вида, категории, группы должностей. В число особенных включены нормы, устанавливаемые в зависимости от указанных категорий. Общие статусные нормы основываются на типовых квалификационных характеристиках, а специальные – с учетом особенностей межструктурных и внутриструктурных взаимодействий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector