Маршрут трамвая 18 на карте новосибирска с расписанием движения
Перспективы
С 80-х годов, когда после начала строительства метро трамвайная сеть города приобрела близкий к современному облик, выдвигались различные предложения по её развитию, однако большая их часть осталась нереализованными, и все последующие годы протяженность сети, число вагонов и маршрутов только сокращались.
Например, в «наследство» от предложения перенести при строительстве метро трамвай с ул. Сибиряков-Гвардейцев на ул. Ватутина на мосту через р. Тула сохранился никогда не эксплуатировавшийся отрезок рельсов. Существует более правдоподобная версия, что рельсы являются просто элементом силовой конструкции этого «моста» и не предназначались для трамвайного движения.
Другой подобный артефакт ещё несколько лет назад можно было встретить на пересечении ул. Писарева и Ипподромская. Это свидетельство планов по соединению трамвайного кольца на ул. Писарева с линиями по пр. Дзержинского либо ул. Богдана Хмельницкого.
В настоящее время обсуждаются следующие проекты:
- Перенос трамвайного кольца за Оперным театром к пересечению улиц Зыряновская и Гурьевская. В другом варианте проекта предлагается в рамках строительства развязки у Октябрьского моста расположить трамвайное кольцо непосредственно в расширении улицы Восход возле окончания бульвара.
- Расширение улицы Зыряновской и превращение её в дублер Большевистской на участке от Южной площади до Коммунального моста. При этом трамвайная линия 13 маршрута будет перенесена ближе к линии железной дороги. По словам специалистов «Новосибгражданпроекта», сначала будут построены новые трамвайные пути, а лишь затем демонтированы старые, чтобы не прерывалось движение трамваев. Однако при этом не вполне ясным остается вопрос об организации нормального пересечения трамвайных путей и улицы Восход.
- Предпроектные проработки будущих линий скоростного трамвая. Определены 4 приоритетных направления:
- Площадь Маркса — пос. Чемской — Краснообск — ОбьГЭС;
- Площадь Калинина — ул. Учительская — ж/м Снегири и Родники;
- Центр — ул. Орджоникидзе — ул. Лескова — ул. Выборная — Плющихинский ж/м — Гусинобродское шоссе;
- Ул. Котовского — ул. Широкая — ул. Порт-Артурская.
История
Первая идея о создании трамвайных линий возникла ещё до революции и начала Первой мировой, в 1914 году. Идею предложило Русское Восточно-Сибирское общество электрических трамваев. Даже началась подготовка проекта и сметы строительства. Через 2 года Министерство внутренних дел Российской империи, для сооружения в городе трамвая и реконструкции электрической станции, даёт разрешение на выпуск облигаций. Однако, затраты оценивались в 4,2 млн рублей, а облигационный займ составлял всего 1,5 млн рублей. Кроме того, тратились большие средства на ведение войны. А после её окончания началась революция и дело было уже не до решения транспортных проблем. Тем не менее росли и городская территория, и количество жителей. И проблема перевозок вскоре вновь встала острой.
Подготовка к строительству Новосибирского трамвая началась с августа 1931 года, а с июня 1933 года началось строительство 1-й линии. Её сооружением занимался трамвайный трест. Помощь оказывали трудящиеся многих предприятий. Открытие первой линии состоялось утром 26 ноября 1934 года и трамвай оставался основным общественным транспортным средством в миллионном городе до середины 1980-х годов (до момента пуска первого участка новосибирского метрополитена).
Первый трамвайный маршрут связал железнодорожный вокзал с центром города. В 1960-х годах трамвай в Новосибирске перевозил до 60 % общего пассажиропотока. В 1970-х годах трамвай продолжал играть такую же важную роль в городе, как и в предыдущем десятилетии. По состоянию на 1975 год, в Новосибирске длина трамвайного пути (в однопутном исчислении) составляла 189 км. Однако в 1980-х годах участь многих городов СССР по уменьшению роли трамвая достигла и Новосибирска. Были демонтированы линии с многих крупных центральных улиц: Красный проспект, Гоголя, Кошурникова. А в начале 1990-х годов, по причине перегруженности автотранспортом Октябрьского моста через реку Обь, было принято решение о ликвидации трамвайного движения по вышеуказанному мосту. С этого момента в Новосибирске образовались две независимые, не связанные друг с другом, трамвайные системы на обоих берегах Оби (такая ситуация уже была в городе с 1940 года по 1955 год, до открытия движения через Октябрьский мост).
По данным на 2012 год, в городе насчитывается порядка 145—150 км трамвайных путей (в однопутном исчислении). Из них 48 км находится в аварийном состоянии.
В 2014 году наступил переломный момент в развитии новосибирского трамвая, сокращение сети прекратилось, выполнен масштабный ремонт путей на улицах Мичурина, Троллейной, проспекте Дзержинского, запланированы новые ремонты (в том числе на конечных станциях), восстановлено кольцо на площади Маркса.
В июле 2015 года был построен правый поворот с ул. Сибиряков-Гвардейцев на ул. Вертковскую по направлению от площади Маркса, а также в обратном направлении. Это позволило организовать короткий маршрут №16 до площади Маркса от Юго-Западного ж/м.
В 2015-2016 линия по улице Титова была продлена до нового жилмассива «Чистая Слобода» от конечной станции «Пос. Южный». Активное строительство велось с июля по октябрь 2016 года. Для работы на новой линии создан короткий маршрут №2, который соединил микрорайон с метро, а старый маршрут № 8 попробовали соединить с маршрутом №16. Через 2 месяца маршрут №2 переведен из пикового на постоянный график, а маршрут №8 возвращен на старую трассу.
Депо
Филиал № 4 МКП ГЭТ
(до 2007 — Левобережное трамвайное депо).
Организовано путём объединения в 1999 г. Ленинского и Кировского трамвайных депо.
- Обслуживает маршруты № 2, 3, 8, 9, 10, 15, 16, 18.
- Подвижной состав: 63% — КТМ-5, кроме того эксплуатируются один ЛМ-99К и два ЛМ-99КЭ, до конца 2007 эксплуатировались три вагона РВЗ-6М2, с 2008 — два КТМ-19КТ, а также модернизированные КТМ-5. В 2015 году закуплены пять вагонов Tatra KT4DM из Германии, прошедших капитальный ремонт, в 2016 куплены 10 поддержаных КТМ-8КМ из Москвы, с 2017 года проводится модернизация вагонов на БКМ-Сибирь, всего к концу года должно прибыть 12 вагонов АКСМ 62-103.
- Нумерация вагонов: 2003-2219.до объединения — 4001-4221
В составе депо две площадки (бывших депо): Ленинская (на ул. Троллейная) и Кировская (на ул. Сибиряков-Гвардейцев).
На территории Кировской площадки депо до 2015 года был Музей Новосибирского электротранспорта. В состав музея входит экскурсионный трамвай, эксплуатируемый под номером ЭВК-1.Ныне работает на маршрутах № 3,8,9,18
Филиал № 5 МКП ГЭТ
(до 2007 — Правобережное трамвайное депо). Организовано путём объединения в 1998 г. Октябрьского и Дзержинского (старейшего в городе) трамвайных депо. В 2008 году рельсовая связь с Дзержинской площадкой уничтожена.
- Обслуживает маршруты № 11, 13, 14
- Подвижной состав: 71-605,71-605А, 71-619К,. 71-
е 3 вагона ЛМ-99; с 2008 года в каждом из депо работают по два КТМ-19КТ.
Большинство вагонов отработали амортизационный срок, постепенно идёт списание. Так, в 1995 году в Новосибирске было 282 пассажирских вагона, в 2000—2007, в настоящее время — около 130.
В Правобережном депо помимо классических КТМ-5 эксплуатируется модернизированный КТМ № 3019, построенный в 2004 г. силами специалистов Завода «Сибэлтранс» и Правобережного трамвайного депо на основе старого кузова КТМ-5. Начиная с 2007 года в обоих депо производится модернизация вагонов КТМ-5. В ходе модернизации заменяется обшивка кузова, увеличивается высота окон, заменяется интерьер (см. фото). С 2008 г. на модернизированные вагоны устанавливается тяговый привод на IGBT-транзисторах. По состоянию на 2011 год модернизировано 21 вагон.
За всё время существования трамвая в Новосибирске эксплуатировались следующие типы пассажирских вагонов:
Тип вагона | Начало эксплуатации | Окончание эксплуатации | Общее количество |
---|---|---|---|
Х/М | ? | ||
Ф и БФ | ? | 65 | |
КП и С | ? | ? | 80 |
МС и ПС | ? | 89 и 122 | |
КТМ/КТП-1 | 46 и 49 | ||
КТМ/КТП-2 | 3 поезда | ||
МТВ-82 | 103 | ||
Tatra K2SU | 36 | ||
РВЗ-6 | 903 | ||
РВЗ-7 | 7 | ||
КТМ-5М3 | по настоящее время | 90 | |
ЛМ-99К | по настоящее время | 1 | |
ЛМ-99КЭ | по настоящее время | 2 | |
КТМ-19КТ | по настоящее время | 4 | |
АКСМ-60102 | по настоящее время | 1 | |
71-623 | по настоящее время | 1 | |
АКСМ-62103 | 2014 | по настоящее время | 23 |
Tatra KT4DM | 2015 | по настоящее время | 5 |
КТМ-8КМ | 2016 | по настоящее время | 10 |
Динамика изменения числа пассажирских вагонов в Новосибирске:
Год | Количество |
---|---|
1934 | 17 ? |
1940 | 60 |
1943 | 75 |
1954 | 119 |
1965 | 400 |
1991 | 423 |
1995 | 282 |
2000 | 207 |
2001 | 202 |
2002 | 197 |
2003 | 196 |
2004 | 194 |
2005 | 188 |
2006 | 182 |
2007 | 177 |
2009 | 159 |
2011 | 144 |
2013 | 124 |
2016 | 135 |
2017 | 135 |
2018 | 139 |
Обозначение трамваев в депо на 2003 год 3001-3118,2003-2219- пассажирские вагоны,работающие на маршрутах. КВ-контактные вышки ,Г-грузовые вагоны,МП-моторные платформы,РТ-рельсотранспортёры,ПРМ-сварочные вагоны,С-щёточные снегоочистители,СД-вихревые снегоочистители,П-поливомоечные вагоны,ЭВК-экскурсионные вагоны,У-учебные вагоны.