Топ-5 лучших фильмов звягинцева андрея
Содержание:
«Возвращение»
Фильмография Звягинцева начинается с «Черной комнаты». Однако принято считать, что первая его режиссерская работа — это «Возвращение». Фильм вышел на экраны в 2003 году. Главные роли в нем исполнили К. Лавроненко, И. Добронравов, В. Гарин, Н. Вдовина.
Картина была положительно воспринята критиками по всему миру. После премьеры Звягинцев проснулся знаменитым. О чем же этот фильм?
Отец возвращается домой после 12-летнего отсутствия. Сыновья ему не особенно рада. Несмотря на это, он берет мальчиков с собой в поход. Внезапно возникший отец представляет собой родителя далеко не образцового. В первые же дни он начинает практиковать довольно суровые методы воспитания.
Отец с сыновьями уезжает на остров. Там он случайно погибает. Быть может, его и не было.
Мальчики хранили старую фотографию, на которой был изображен отец. Этот снимок они нашли в день его возвращения. После несчастного случая его изображение на фотографии удивительным образом исчезает.
Фильм снимали на Ладожском озере, на фоне сурового, пустынного пейзажа. На венецианском кинофестивале режиссер был удостоен приза «Золотой лев». Он также получил награду «Золотой Овен» за лучший дебют.
Биография
Андрей Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Мать, Галина Александровна, работала в школе учителем литературы и русского языка. В 2000 году переехала в Москву из Новосибирска. Отец Пётр Александрович служил милиционером. Первые два месяца жизни Андрей провёл в селе Новомихайловка, где проходила практику его мать. Пётр Александрович покинул семью ради другой женщины, когда Андрею было пять лет. Он так и не смог наладить отношения с отцом вплоть до его смерти.
В 1984 году Андрей Звягинцев окончил актёрский факультет Новосибирского театрального училища (мастерская Льва Белова). Начал работать в Новосибирском ТЮЗе, но вскоре его призвали в армию, и он служил в качестве конферансье в Новосибирском военном ансамбле. В 1986 году уехал из Новосибирска в Москву поступать в ГИТИС, в котором окончил в 1990 году актёрский факультет (мастерская Евгения Лазарева).
После окончания ГИТИСа Андрей Звягинцев в театр не пошёл, так как по его словам, «в ту пору он меня разочаровывал, потому что стал заискивать перед зрителем, театр стал выпускать „продукт“, вместо того, чтобы заниматься искусством». Андрей пробовал писать, но после нескольких рассказов дальше это не двинулось. Он всёрьез увлекся кино, в Музее кино смотрел ретроспективы Годара, Антониони, Куросавы, Бергмана. До 1993 года работал дворником, так как это давало возможность жить в служебном жилье рядом с театром имени Маяковского, в бывшем дворянском доме, особняке 1825 года, в комнате площадью 50 квадратных метров. Затем до 2000 года снимал рекламные ролики.
Участвовал в театральных постановках («Игра в классики» (1993), «Месяц в деревне» (1997)), снимался в кино в эпизодах. В 2000 году дебютировал как режиссёр.
Известность Андрей Звягинцев получил после выхода фильма «Возвращение» (), получившего две кинопремии «Ника», двух «Золотых львов» (как лучший фильм и за лучший режиссёрский дебют), двух «Золотых орлов».
Событием 2011 года стала семейно-классовая драма Звягинцева «Елена», показанная в 45 странах, в том числе в США и Франции. Фильм отмечен специальным призом жюри каннской программы «Особый взгляд», признан лучшим за 2011 год на церемонии вручения премии «Золотой орёл», а работа режиссёра была отмечена и «Никой», и «Золотым орлом». Большой зрительский интерес и оживлённую дискуссию телекритиков вызвал премьерный показ «Елены» на центральном телеканале «Россия 1» 6 ноября 2011 года (ещё до завершения официального проката).
Успех Звягинцева повторился в 2014 году с выходом на экраны социальной драмы «Левиафан», удостоившейся множества наград, в том числе премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и номинации на премию «Оскар» в той же категории. В 2017 году фильм-мелодрама Звягинцева «Нелюбовь» был удостоен Приза жюри Каннского фестиваля. В 2018 году вошел в состав жюри 71-го Каннского кинофестиваля.
Начиная с марта 2018 года приступил к съемкам 10-серийного телесериала, финансируемого голливудской компанией Paramount Television, известно, что это будет психологическая драма с элементами триллера, дата премьеры неизвестна. Впоследствии режиссёр уточнил, что сериал планировался по мотивам фильма «Нелюбовь», а анонс сериала был преждевременным. Работы над сериалом не начинались.
В феврале 2020 года Звягинцев презентовал книгу, где собраны сценарии к его фильмам.
Полемика вокруг цензуры творчества в России
В октябре 2016 года Звягинцев принял участие в споре о цензуре творчества в России, в ходе которого полемизировал с пресс-секретарём президента РФ Дмитрием Песковым. Общественная дискуссия началась с критики театрального режиссёра Константина Райкина, который на съезде Союза театральных деятелей России возмутился участившимися нападками активистов на выставки и спектакли. Были названы три резонансных в России события: изъятие из репертуара оперы «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре, срыв показа в омской опере рок-спектакля «Иисус Христос — суперзвезда», закрытие в московском Центре братьев Люмьер выставки всемирно известного американского фотографа Джока Стёрджеса «Без смущения», включавшей фотографии девочек и девушек из нудистских общин. Райкин охарактеризовал эти явления как «возврат в Россию позорной цензуры сталинского времени». Комментируя критику, Песков согласился с недопустимостью цензуры, но в то же время подтвердил особый порядок для постановок и произведений, которые ставятся и снимаются за счёт бюджета: «Государство заказывает произведения искусства на ту или иную тему». Пресс-секретарю Путина возразил Звягинцев, опубликовав колонку в газете «Коммерсантъ», в которой назвал произведения своих оппонентов «жалкими поделками» и «агитками», а возражающую против некоторых работ общественность «расплодившимися как кролики общественными организациями» и «агрессивными маргиналами». По мнению Звягинцева, своими «заказами» чиновники «оскопляют творческую мысль». Неприятие вызвал и сформулированный Песковым общий принцип госзаказа в искусстве, сводящийся к тому, что чиновники тратят деньги государства на фильмы и спектакли в интересах самого государства. В трактовке Пескова кинорежиссёра поразила забывчивость чиновников, «что это не их деньги, а наши… Эти люди решили, что именно они знают, что нужно народу, и на его деньги заказывают свои жалкие поделки».
Новые достижения
В 2007 году представляет публике как режиссер и сценарист свой новый кинематографический проект «Изгнание». Оператором этой драмы выступил Михаил Кричман, вместе с которым на ту пору Звягинцев уже успел поработать над «Возращением», и с которым продолжит создавать новые свои картины. В «Изгнании» главную роль сыграл Константин Лавроненко – актер, изобразивший отца в фильме-триумфаторе, о котором написано чуть выше.
В этой драме режиссер Андрей Звягинцев вновь поднимает тему человеческих и семейных взаимоотношений, на этот раз – мужчины и женщины. Автор вводит нас в мир двух героев в тот момент, когда в нем уж не остается места доверию и гармонии, после того как случается измена. Режиссер сознательно не стал обозначать место и время действия событий в этом фильме, тем самым указывая на то, что эта драма может случиться с каждым из нас, независимо от страны и эпохи, в которых мы проживаем.
Главную женскую роль в этом фильме исполнила актриса из Швеции Мария Бонневи. Из-за того, что она на момент начальной стадии реализации этого проекта была занята в театре, съемки кинокартины были перенесены на год. Поначалу фильм имел название «Запах камня», но создатели проекта позже решили наречь его «Изгнанием», так как это слово более правильно выражает «философскую концепцию этой истории».
Фильм Андрея Звягинцева «Изгнание» вошел в число претендентов на главную награду Каннского фестиваля 2007 года – «Золотую пальмовую ветвь». Актер «Изгнания» Константин Лавроненко тогда выиграл Серебряную премию в номинации «Лучшая мужская роль».
Фильмография Андрея Звягинцева
Режиссерский дебют состоялся в 2000 году. Это была картина «Черная комната», состоящая из трех киноновелл. Всего в фильмографии Звягинцева восемь режиссерских работ. Однако выход почти каждый его картины становился событием в отечественном кинематографе.
В фильмографии Звягинцева, помимо вышеупомянутой, присутствуют следующие киноленты: «Возвращение», «Апокриф», «Изгнание», «Нелюбовь», «Тайна», «Елена» и, конечно же, «Левиафан».
К большей части своих картин он написал сценарий. Фильмография Звягинцева также включает несколько эпизодических ролей. Режиссер сыграл в сериале «Горячев и другие», картинах «Ширли-мырли», «Будем знакомы», «Отражение», «Любовь до гроба». Небольшую роль он исполнил в детективном многосерийном фильме «Каменская».
Восемь режиссерских работ, пять сценариев, шесть эпизодических ролей – такова фильмография Звягинцева. Список его наград, пожалуй, более обширный.
Имя этого режиссера прогремело на всю страну в начале двухтысячных, когда на экраны вышло «Возвращение». Немалый интерес как критиков, так и зрителей, привлекает каждая картина из фильмографии Звягинцева. Отзывы о его кинолентах все же смешанные. Вспомним о самых знаменитых картинах этого режиссера.
Фильмография
Любимые фильмы Андрея Звягинцева
- «Андрей Рублёв»
- «Дневник сельского священника»
- «Затмение»
- «Дитя»
- «Мужья»
- «Койяанискаци»
- «Любовники»
- «Слово»
- «Час волка»
- «Женщина в песках»
Опрос Sight & Sound (2012)
Режиссёр
- — телесериал «Чёрная комната» (три новеллы — «Бусидо», «OBSCURE» и «Выбор»)
- — «Возвращение»
- — «Изгнание»
- — «Апокриф», короткометражный, первоначально — часть киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя»
- — «Тайна», короткометражный, часть киноальманаха «Эксперимент 5IVE»
- 2011 — «Елена»
- — «Левиафан»
- — «Нелюбовь»
Сценарист
- — «Изгнание» (совместно с Олегом Негиным)
- — «Апокриф», короткометражный, первоначально — часть киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя»
- — «Елена» (совместно с Олегом Негиным)
- — «Левиафан» (совместно с Олегом Негиным)
- — «Нелюбовь» (совместно с Олегом Негиным)
Актёр эпизода
- — — «Горячев и другие»
- — «Ширли-мырли» — журналист
- — «Отражение» — секретарь
- — «Будем знакомы!»
- — «Любовь до гроба»
- 2000 — «Каменская» (серия «Смерть и немного любви») — Валерий Турбин
Черная комната (2000)
Русский сериал, Триллер
tagЗавершён
Режиссеры:Александр Хван, Андрей Звягинцев, Валерий Харченко
В ролях:Марат Башаров, Сергей Безруков, Николай Добрынин
Черная комната. Замкнутое пространство. Действие разворачивается как бы неспеша. Понимаешь, что каждое слово, каждый жест героев имеют особый, тайный, пока еще абсолютно непонятный смысл. Но ощущаешь: нельзя упустить ни единого нюанса. В каждой новелле — два-три героя. Между ними — настоящая драма, которая заканчивается взрывом. Порой в переносном, а порой и в прямом смысле. Время непрерывное: нет вчера и завтра. Только сегодня и сейчас. Порой действие разворачивается на грани фантазии и реальности. И часто фантазии гораздо более реалистичны, чем настоящая жизнь. Черная комната, или, как еще говорят театралы, черный кабинет — это пространство, в котором ничего не видно, пока не зажгут свет. Представьте: на черном фоне передвигаются люди в черном бархате Нет, это не фильмы ужасов. Местами, конечно, немного страшно. Но это только от перенапряжения, от ожидания того, как разрешится ситуация в каждой новелле.
Примечания
- ↑
- . Gazeta.ru (23 декабря 2019). Дата обращения: 23 декабря 2019.
- ↑
- . Журнал 7 дней.
- Наталья Мурга. . Комсомольская правда (4 февраля 2015).
- ↑ . Православие и мир (12 мая 2011). Дата обращения: 10 марта 2015.
- ↑
- . Newsru.com (26 октября 2011). Дата обращения: 16 апреля 2012.
- . Newsru.com (22 мая 2011). Дата обращения: 16 апреля 2012.
- . РИА Новости (27 января 2012). Дата обращения: 16 апреля 2012.
- . РИА Новости (8 апреля 2012). Дата обращения: 16 апреля 2012.
- . snob.ru. Дата обращения: 12 января 2019.
- . tass.ru. Дата обращения: 13 октября 2020.
- . ТАСС. Дата обращения: 20 февраля 2020.
- /«Кубышку открывают, чтобы задобрить либеральных деятелей искусства, а патриоты и так никуда не денутся»/ Поляков Юрий Михайлович, Моисеева Любовь, Гамов Александр Честное комсомольское! Книжный мир, 2019 г. ISBN: 978-5-6042521-4-7
- . www.mk.ru. Дата обращения: 24 февраля 2016.
- Наталья МУРГА | АО ИД «Комсомольская правда». . Наталья МУРГА | АО ИД «Комсомольская правда». Дата обращения: 24 февраля 2016.
- Ярослав Тимофеев. . Известия (20 февраля 2015). Дата обращения: 27 октября 2016.
- Андрей Звягинцев. . Коммерсантъ (26.10.2016). Дата обращения: 27 октября 2016.
- .
Биография
Андрей Звягинцев появился на свет в городе Новосибирске. Семья будущей звезды была достаточно простой, мама работала учителем русского языка и литературы, а отец служил в органах охраны правопорядка и законности.
К сожалению, семейные узы недолго соединяли родителей будущего режиссера — когда мальчику исполнилось пять лет, глава семьи ушел к другой женщине. По воспоминаниям Андрея Звягинцева, он так и не смог восстановить отношения с папой.
После школы Андрей Звягинцев поступил в Новосибирское театральное училище. Наставником курса Звягинцева был заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Серапионович Белов.
В 1984 году юноша получил диплом и поступил в труппу Новосибирского Театра юного зрителя. Выбор был не случайным — на тот момент главным режиссером этого театра был наставник Андрея Лев Белов. Но карьера у Звягинцева здесь не удалась. Если быть точным, то она просто не успела сформироваться ведь почти сразу после окончания училища юношу призвали в армию.
После демобилизации Андрей отправился в Москву, где поступил на актерский факультет Российского института театрального искусства ГИТИС. В столице руководителем курса у будущего режиссера был российский и американский актер Евгений Николаевич Лазарев.
Затем в творческой карьере Звягинцева наступил перерыв. Получив свой второй диплом в 1990 году юноша не стал работать в театре. На тот момент он не видел в нем того масштаба, той величины, что была ранее. Театр измельчал, начал подстраиваться под современные реалии, был нацелен лишь на получение прибыли.
Звягинцев решил попробовать себя в прозе и даже написал несколько рассказов. Каких именно история умалчивает. Некоторое время работал дворником ради служебного жилья.
В целом же период с 1990 по 2000 год для Андрея Звягинцева характеризуется двумя вехами — это работой в кино как актера, а также режиссера рекламных роликов. В качестве первого он поучаствовал в незначительных эпизодах сериалов «Горячев и другие», «Королева Марго», «Каменская» и полнометражных фильмах «Ширли-мырли», «Котенок», «Отражение», «Любовь до гроба».
Как режиссер полного метра Андрей Звягинцев дебютировал лишь в 2000 году, когда на экраны вышел сериал «Черная комната». Для него он снял три новеллы: «Бусидо», «Выбор» и «Obscure». Уже следующей работой Звягинцева стал полный метр под названием «Возвращение» с Константином Лавроненко, Иваном Добронравовым и Владимиром Гариным.
Эта драма с нотами детектива и триллера была представлена в конкурсной программе Венецианского фестиваля. Фильм настолько поразил критиков, что впервые за историю фестиваля взял оба главных приза: «Золотой Лев Св. Марка» и «Золотой Лев Будущего» за лучший режиссерский дебют.
Плюс ко всему, тут же были вручены такие награды как Премия Луиджи де Лаурентиса, Приз всемирной католической ассоциации по коммуникациям и Премия Серджио Трассати.
Но Венецианский фестиваль не единственное место, где обратили внимание на ленту «Возвращение». На «Золотом глобусе» и «Сезаре» картина была только номинирована, но на фестивале «Золотой орел» была удостоена призов в категориях «Лучший фильм», «Лучшая работа оператора», «Лучшая работа звукорежиссера», на премии «Ника» взяла номинации «Лучший фильм» и «Лучшая операторская работа»
Сам Андрей Звягинцев был награжден Европейской академией как «Открытие года».
В 2007 году режиссер представляет ленту «Изгнание», которая вошла в конкурсные программы нескольких фестивалей. В Каннах она в итоге получила Серебряную премию за лучшую мужскую роль, а на Московском Международном Кинофестивале взяла «Приз Федерации киноклубов России».
В 2009 году Андрей снял короткометражку «Апокриф», а в 2011 создал еще одну под названием «Эксперимент 5ive: Тайна», а также выпустил третий полнометражный фильм «Елена». Он удостоен приза «Особый взгляд Каннского кинофестиваля», а также нескольких наград «Ника», «Золотой орел».
В 2014 году мир увидел драму «Левиафан» с Алексеем Серебряковым. В России картина была принята зрителями неоднозначно, даже скорее отрицательно, но вот мировые критики вновь рукоплескали Звягинцеву. Лента была номинирована на «Оскар», испанскую премию «Гойя», призы Британской киноакадемии и Европейской киноакадемии.
Помимо этого, фильм «Левиафан» взял ряд наград, таких как «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, «Ника», «Золотой орел», «Золотой глобус» и народную кинопремию «Жорж».
Интересно, что к большинству своих работ Андрей также написал сценарии. Последний на данный момент фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» вышел в 2017 году. И снова волна номинаций, самая поразительная из которых для России — «Оскар».
Андрей Звягинцев сейчас
Андрей Звягинцев говорит, что сейчас уже не хочет читать чужих сценариев. Накопилось столько собственных наработок, что хватит на ближайшие 10-15 лет. Причем есть 4 готовых сценария, которые режиссер мечтает реализовать в ближайшее время. Вопрос в финансировании и в том, готов ли он внутренне снимать кино на предлагаемые темы.
Первыми в списке стоят проекты, связанные с реконструкцией времени, на что требуется многомиллионный бюджет. Первый – о Великой Отечественной войне, второй посвящен Киевской Руси тысячелетней давности, и еще один – событиям, происходившим за 400 лет до н.э. и в Древней Греции.
Андрей Звягинцев
Замысел фильма о войне зародился еще в 2008 году, и с тех пор вопрос упирался в деньги. Картина будет состоять из 3 новелл, рассказывающих о жизни в блокадном Ленинграде, в оккупированном фашистами Киеве, а содержание третьей Звягинцев держит в секрете. По словам автора, в этой истории нет боевых действий, а есть человек в атмосфере ужаса, разрухи и смерти.
Осенью 2018-го в Москве и Санкт-Петербурге состоялся спецпоказ резонансных картин «Левиафан» и «Елена». После просмотра фильмов Андрей ответил на вопросы зрителей.
Андрей Звягинцев и Александр Роднянский
Таблоид Variety сообщил, что в скором будущем в фильмографии Звягинцева появится первый международный телепроект – 10-серийный сериал в жанре психологической драмы с элементами триллера. Заказчиком и спонсором выступает голливудская компания Paramount Television. Фильм станет продолжением сюжетной линии уже снятой Андреем картины, вот только какой – не уточнялось.
Продюсер прежних работ Звягинцева, Александр Роднянский, рассказал, что согласился на предложение заокеанских коллег потому, что те приняли условия российской стороны – снимать на русском языке, полная творческая свобода и самостоятельный контроль за производством.
Личная жизнь
Личная жизнь – отдельная страница в биографии мэтра, не уступающая по накалу страстей кинематографической. На последнем курсе театрального училища Андрей познакомился с Верой Сергеевой, служившей в театре «Старый дом». Гражданская жена была на 5 лет старше, подарила любимому двух детей. Один из близнецов умер через неделю. Второй, Никита, живет в Новосибирске, окончил музыкальный колледж, владеет собственным бизнесом, женился. С отцом видится редко, но режиссер, по информации СМИ, поддерживает сына.
Вера Сергеева и Инна Мишукова
В Москве сердце Звягинцева покорила сокурсница по ГИТИСу Инна. Девушка вуз не окончила, стала врачом. Молодые люди поженились в 1988 году, а расстались по инициативе супруги – Инна встретила другого.
После развода Андрей увлекся моделью и будущей звездой телевизионного реалити «Последний герой» Инной Гомес, которую снял в дебютном режиссерском проекте «Черная комната».
Затем режиссер 6 лет прожил с актрисой Ириной Гринёвой. После развода бывшие супруги устроили личную жизнь. Ирина вышла замуж за фигуриста Максима Шабалина, а Звягинцев познакомился с Анной Матвеевой, которая в 2009 году родила ему сына Петра.
Ирина Гринева и Анна Матвеева
Анна – фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа. В муже женщину привлекало чувство свободы и нежелание идти в искусстве на компромиссы. Матвеева признавалась, что после знакомства с Андреем стала по-новому пересматривать фильмы – осознанно, словно погружаясь внутрь повествования.
Однако такое единение взглядов не спасло семью от разрушения. В сентябре 2018-го Звягинцев и Матвеева развелись, ребенок остался с матерью. На Каннском фестивале, прошедшем в мае, Андрей появился под руку с Леа Сейду. СМИ не замедлили с комментариями о том, как французская актриса смотрела на российского режиссера. Впрочем, журналисты могли и преувеличить, ведь герои первых страниц стали членами жюри киносмотра.
Андрей Звягинцев и Леа Сейду в 2018 году
Андрей Звягинцев – не фанат социальных сетей. В «Инстаграм» зашел лишь однажды, но не смотреть фото, а чтобы узнать реакцию зрителей на «Нелюбовь», когда критики и чиновники в очередной раз назвали картину режиссера русофобской. Убедился, что народ фильм понял и принял. Заводить персональную страницу Андрей пока не готов.