Справка помощь

ВВЕДЕНИЕ

Электронный режим обучения в НГТУ технологически обеспечивается электронной средой обучения (ЭСО). Для этого используются модули ЭСО DiDesk, DiTest, DiClass, а также сопряженный с ЭСО НГТУ модуль Moodle.

В связи с изменениями в нормативной базе Министерства образования и науки РФ с 2009 года одной из основных функций НГТУ в настоящее время становится обеспечение доступа к образовательным ресурсам университета, в режиме комбинированной формы обучения (сочетание очного обучения на базе НГТУ и электронного обучения посредством электронной среды обучения университета).

В НГТУ разработан Регламент «Обеспечение образовательных программ заочной формы образования в электронной образовательной среде НГТУ».

Реализация комбинированной формы обучения накладывает ряд дополнительных требований к организаторам учебного процесса (в том числе к Отделу филиалов и представительств НГТУ), к разработчикам технологий и организаторам электронного обучения (ИДО), к кафедрам и непосредственно преподавателям, участвующим в учебном процессе.

Очевидно, что основные задачи преподавателя при электронном обучении остаются неизменными: с помощью различных педагогических технологий обеспечить студенту возможность получить необходимые знания, навыки и умения по преподаваемой дисциплине. Но виды деятельности преподавателя при электронном обучении существенно изменяются. Их можно выделить в две основные группы.

  1. Разработка электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК).
  2. Текущая работа в ЭСО по сопровождению учебного процесса (консультации, семинары, видеолекции, прием и отправка контрольных работ и др.).

Данное учебное пособие предназначено для обучающихся на курсах повышения квалификации по программам:

«Проектирование комбинированных курсов (очно-дистанционной формы с ИКТ-поддержкой аудиторного обучения)» и «Электронное обучение в деятельности преподавателя вуза»

Также данное учебное пособие может быть рекомендовано для преподавателей различных дисциплин вузов, использующих в учебном процессе информационные и коммуникационные технологии и занимающихся разработкой учебно-методических комплексов для использования их в электронных образовательных средах, в том числе в комбинированной форме обучения.

Основная цель пособия: научить проектировать учебные курсы, основанные на технологиях электронного обучения в рамках организационной модели комбинированного обучения.

Входные требования к обучающимся – владение навыками пользователя персонального компьютера, опыт работы в среде Интернет, опыт преподавательской деятельности, опыт разработки учебно-методического комплекса и др.

Пособие подготовлено по материалам курсов повышения квалификации: «Проектирование комбинированных курсов (очно-дистанционной формы с ИКТ-поддержкой аудиторного обучения)» и «Электронное обучение в деятельности преподавателя вуза», разработанных сотрудниками ИДО НГТУ, содержит практические задания и советы преподавателям, использующим системы доставки электронных курсов ИДО НГТУ.

Пособие снабжено кратким глоссарием и теоретическим материалом по проблемам электронного обучения.

Очные дисциплины

Пункт «Дисциплины» в разделе «Учебный процесс» обеспечивает возможность проведения электронного обучения по отдельным учебным дисциплинам.

Прикрепление курса (ЭУМК) к дисциплине

При нажатии на наименование дисциплины в разделе «Дисциплины» открывается страница ЭУМК, прикрепленная к данной учебной дисциплине. Если УЭМК не назначен (название дисциплины серого цвета, без ссылки) – вы можете установить собственный УЭМК, если он у вас создан в системе DiSpace. Для этого наведите курсор на название дисциплины и нажмите на значок карандаша. Затем из раскрывающегося списка выберите нужный курс.

Текущие и активные группы

В строке дисциплины указаны группы, для которых проводится обучение по этой дисциплине. Группы над пунктирной линией активны для данной дисциплины, т.е. для них эта дисциплина – текущая. Под чертой – уже архивные, т.е. по этой дисциплине для них проводилось обучение ранее, но в более раннем для них семестре.

Если вы хотите скрыть архивные группы, находясь на странице «Дисциплины», отметьте галочку «Только с текущими группами». Система запомнит ваш выбор.

Комментарий эксперта

Материал о студенческом портале комментирует директор ИДО Владимир Иванович Гужов:

Студенческий портал «Hostel» создан студентами по собственной инициативе, в свободное от занятий время, без финансовой поддержки университета. Портал пользуется заслуженной популярностью у студентов НГТУ и других вузов города и активно развивается. Девиз портала – «Учимся. Общаемся. Отдыхаем». То, что «учимся» у студентов на первом месте, вызывает уважение. И именно в этом необходимо им помочь. Необходимо организовать бесплатный доступ студентов к образовательным ресурсам НГТУ, создать зеркала наиболее часто используемых сайтов, решить вопросы, касающиеся уменьшения оплаты трафика и выделения достаточного количества IP и почтовых адресов.

В то же время необходимо, чтобы портал сохранил свое лицо и не превратился в ординарный сайт. Задача университета – не управлять порталом, используя административные средства, а помочь ему успешно развиваться. Одним из возможных решений является интеграция образовательного портала НГТУ и студенческого портала. Для этого достаточно, чтобы на портале «Hostel» появился раздел образовательных ресурсов, а студенческий портал был включен в систему образовательных ресурсов НГТУ.

__________________________________________________________ 1Зеркальный сервер, зеркальный сайт, зеркало — сервер / сайт, информация на котором полностью соответствует информации на каком-либо другом сервере /сайте. Зеркала обычно размещаются в локальных сетях или в сетях определенных регионов для уменьшения трафика. Например, у веб-сайта «Библиотека Максима Мошкова», который располагается на сервере в Москве, есть зеркальные сайты на серверах в Рязани, Харькове, Новосибирске (http://lib.ru.nsk.ru/win/). Доступ к новосибирскому зеркалу данного сайта для пользователей в Новосибирске осуществляется намного быстрее, чем к основному сайту в Москве.

2Трафик — поток данных, информационный поток в сети, который характеризуется объемом и скоростью передачи. Объем трафика измеряется средней или максимальной скоростью передачи данных, а также объемом данных, передаваемых за определенное время. Выражение «трафик закончился» означает, что пользователь скачал из Интернета весь объем данных, который он предварительно оплатил. Например, пользователь заплатил 100 рублей за 200 мегабайт трафика; за две недели он скачал из Интернета аудио-файлы общим объемом 200 мегабайт. В этом случае у пользователя закончился трафик, и чтобы вновь выходить в Интернет, ему необходимо снова внести плату.

3Модератор (ведущий) – специалист (группа специалистов), который управляет интерактивной частью сайта / портала (например, просматривает поступившую информацию и определяет возможность ее опубликования).

Возможности журнала

  • Зачтено/незачтено
  • 5-бальная оценка (хорошо, отлично, …)

Лимит баллов

Иногда нужно, чтобы за контролирующее мероприятие выставлялись баллы не 0–100, а в каком-то интервале, например 0–20. Это нужно, чтобы, например, суммарно по 5 лабораторным работам получалось 100 баллов, необходимых для зачёта.

В таком случае в поле «Лимит баллов» укажите то число баллов, которые по данному контролирующему мероприятию отвечает за оценку отлично. При заполнении этого поля, буквенная оценка ECTS присваиваться не будет.

Редактирование мероприятий

Однако его можно архивировать, чтобы утратившее актуальность мероприятие не выводилось студентам и не показывалось вам в общем списке. Это действие, в отличие от удаления, полностью обратимо.

Если щёлкнуть по названию мероприятия, то вы перейдёте на страницу с оценками студентов по нему. Вы можете установить вручную любую оценку, написать комментарий, например «ставлю тройку но в следующий раз будь внимателен к запятым». Поле «Примечание для себя» нужно для пометок для себя – этот комментарий не показывается никому кроме вас.

Кнопка «Выставить всем» позволяет выставить указанный балл всем непроставленным (или даже всем без исключения) студентам.

Greenstone[править]

Еще одна система, позиционируемая как универсальная электронная библиотека. В текущий момент в состоянии альфы находится третья версия Greenstone и стабильная вторая версия. Я рассматривал третью версию.

Библиотека достаточно взрослая, но для своего возраста и открытого кода не слишком распространенная. Бекэнд написан на Java с частичным использованием Perl и других инструментов. Веб-сайт работает под Tomcat. Администрирование и наполнение библиотеки осуществляется с помощью «толстого» Java-клиента. Библиотека мультиплатформенная. Установка под Windows очень простая.

Метаинформацияправить

В качестве основной схемы используется Dublin Core. Схема расширена дополнительными атрибутами Greenstone, например, разрешением на печать. Метаинформацию можно вносить и править в Java-клиенте. Согласно документации, поддерживается импорт из других форматов, но сторонние форматы нельзя править. Автодополнение при правке полей Dublin Core нет, что увеличивает вероятность ошибок.

Интересным является поведение метаинформации с папками. Если создать папку и задать ей некоторую метаинформацию (автора, издателя и т.п.) то все вложенные папки унаследуют эту метаинформацию. Наследники могут переопределить метаинформацию, но не могут ее стереть.

Загрузка документовправить

Затем библиотекарь заполняет метаинформацию в виде текстовых полей и размещает документ в коллекции.

Документ при помощи ghostscript конвертируется в HTML-страницу. Именно эта страница будет отображаться на сайте.

Текст и метаинформация помещаются в индекс.

Поддержка типов документовправить

Greenstone поддерживает относительно небольшое число типов документов. Это pdf, docx, xlsx и ряд других. Видео, EPUB и аудио среди поддерживаемых документов не значатся. Для поддержки остальных типов документов можно написать плагины.

Управление правами доступаправить

Веб-интерфейс позваляет назначать пользователю три роли: администратор, редактор всех коллекций, редактор определенной коллекции.

Заключение по Greenstoneправить

Последний шаг создания коллекции у меня на версии 3.06 закончился ошибкой, так что обзор неполон и сделан на основе демонстрационных данных в коллекциях.

Веб-интерфейс greenstone3 развит на уровне 2002 года и написан на HTML4. Это означает отсутствие оптимизаций для чтения на мобильных устройствах.

Еще одним недостатком является использование конвертации документов в HTML-страницы. С одной стороны — это логичный шаг чтобы привлечь к себе на сайт роботов и упростить просмотр документов пользователями без скачивания, но с другой стороны надо подробнее рассказать как работает ghostscript в таком сценарии. В PDF-документах все буквы не собираются в абзацы, а жестко находятся на определенных позициях с точными координатами. Т.е. в отличие от HTML, где есть абзацы, в PDF нет понятия абзац или строка, а есть куча букв, каждая из которых находится в заданной координате. Конвертер ghostscript в таком виде и создает HTML-документ, в котором каждая буква задана своими координатами. Конечно, как и в PDF у такого документа будет жестко задана ширина и высота каждой страницы. Конечно, документы с фиксированный шириной и высотой будут плохо отображаться на мобильных устройствах.

В качестве достоинства непременно следует отметить возможности локализации метаинформации, описания коллекций и веб-интерфейса.

Плохая проработка интерфейса сайта Greenstone для 2014 года, некоторые функциональные недоработки Java-клиента, ограниченный список поддерживаемых документов явились причиной слабого распространения Greenstone в библиотеках. В текущем виде я бы не стал рекомендовать Greenstone в качестве универсальной библиотеки пока система не сделает рывок по улучшению пользовательского интерфейса. После этого уже можно будет рассматривать ее сильные и слабые функциональные стороны. Однако, по активности в баг-трекере, можно сделать выводы о низкой активности в развитие проекта.

Сводная ведомость

Мгновенная фильтрация данных
Введите название группы, фамилию студента или даже балл (если вы помните, кому сколько баллов ставили) чтобы мгновенное вывести только нужные данные.

Умная сортировка. Щелчок по столбцу включает сортировку по возрастанию данных этого поля. Второй щелчок — включает сортировку по убыванию.

Shift + щелчок по другому столбцу включает новый столбец для сортировки. Например: «Группа» + (shift) «ФИО» включит сортировку по группе + сортировку по фамилии (по умолчанию так и происходит). «Группа» + (shift) «Мероприятие» отсортирует данные по успеваемости в каждой группе по возрастанию. Простой щелчок по «Мероприятию» выведет данные по успеваемости без учета в какой группе делается выборка. Попробуйте, это просто и очень наглядно.

Отключить ненужные столбцы. Откройте меню «Столбцы» и снимите флажок со столбцов, которые нужно скрыть.

Работа со строками. В меню «Строки» можно включить и отключить некоторые строки, например, скрыть отчисленных студентов, или убрать буквенное дублирование оценки («зачетно», «отлично», оставив только баллы).

Результаты интерактивного опроса на портале «Hostel»

На портале «Hostel» был проведен опрос об использовании информационных ресурсов НГТУ. В опросе приняли участие 405 студентов. Результаты опроса показали, что студенты предпочли бы использовать в учебных целях следующие ресурсы:

  • 98 чел. (24%) – портал «Hostel», •24 чел. (5%) – сайты подразделений НГТУ,
  • 283 чел. (69%) – единый образовательный портал НГТУ, объединяющий портал «Hostel» и сайты подразделений.

Этот опрос проводился в течение недели. Для сравнения: весной на старом сайте бюллетеня «Информационные технологии в образовании», который входит в систему информационных ресурсов НГТУ, также проводился опрос. За месяц в нем приняли участие всего 20 человек.

Адрес портала «Hostel»: http://hostel.nstu.ru

Вторая волна

× сервер

Во вторую волну дистанционного обучения все проблемы весны кажутся несерьёзными. Если нагрузка весной была до 1000 человек, то за осенние 3 месяца мы постепенно ввели ещё 11 новых серверов, т.к. предыдущие 4 уже с нагрузкой не справлялись.

На начало ноября над вебинарными вещаниями трудится 15 серверов, каждый из которых регулярно вмещает несколько сотен активных слушателей.

Нагрузка выросла минимум на порядок. Запланированное до конца года место под записи вебинаров закончилось за 1 месяц, объёмы занятого места уже измеряются терабайтами. В период введения новых серверов часто возникали сложности и проблемы, которые сотрудники ИДО решали в индивидуальном порядке.

Дистанционное оформление ведомостей

Мы внесли изменение в журнал, чтобы преподаватели заполняли электронные журналы 100% дистанционно, без необходимости очно обращаться в деканат. Для этого потребовалось наладить связь с деканатами и сделать функцию отправки оценок.

Мы сделали режим вывода только активных групп по умолчанию, чтобы новые пользователи, которые работают в DiSpace впервые, не утонули в десятках назначенных групп.

С начала локдауна студенты отправляли не менее 6 Гб работ на проверку в сутки.

Интерфейс также поменяли в тех местах, в которых у преподавателей возникло больше всего вопросов: создание вебинаров, подключение, приглашение, функционал журнала.

Поступление в НГТУ

Для поступления в НГТУ также использовался DiSpace в связке с Big Blue Button и системой мониторинга и прокторинга. Система разработана и введена в эксплуатацию разработчиками Лаборатории МСО ИДО НГТУ.

Новый набор в НГТУ прошёл в штатном режиме.

Строгое следование учебным планам

С сентября 2020 г. DiSpace строго связан с ТПД. Вся нагрузка преподавателей синхронизируется с планами НГТУ и не может иметь расхождений со стороны платформы дистанционного обучения. Теперь актуальность планов поддерживается по следующей схеме:

  1. Преподаватель обращается к ученому секретарю
  2. Ученый секретарь заносит его в нагрузку в ТПД
  3. Планы из ТПД по запросу ученых секретарей синхронизируются с DiSpace *

Проверка присланных работ

Находясь в разделе «Дисциплины», выберите пункт «Задания», чтобы перейти к перечню присланных работ. По умолчанию выводятся студенты текущего семестра. Чтобы перейти к архиву присланных заданий, нажмите «Задания за прошедшие семестры». Яркий индикатор «ещё работы» будет отмечать факт наличия непроверенных работ за прошлые семестры.

Студенты выводятся по группам. Если групп много, студенты в них изначально скрыты. Нажмите «Показать список студентов», чтобы открыть список студентов группы.

Далее нажмите на фамилию студента – откроется список контролирующих мероприятий, с указанием статусов выполнения работ:

Здесь же выводится оценка в журнале для этого студента (если есть). Статусы работ расписаны в легенде внизу страницы:

Выбрав присланную работу, переходим на страницу истории присланных заданий. Слева – присланные работы студента, справа – ответ преподавателя.

  • Есть замечания, вернуть – в таком случае работа будет возвращена студенту на доработку. Также вы можете написать краткий комментарий, как рекомендацию к исправлению
  • Принять – работа написана верно, её нужно зачесть
  • Оценку не выставлять – в журнал не нужно выставлять оценку по этому мероприятию
  • Оценка … (при зачтении работы, сразу поставить оценку в журнал – рекомендуется)
  • К защите – указать студенту, что работа достойная, но для выставления оценки в журнал её нужно защитить. Каким образом – решаете вы.

Перемещение работы к другому контролирующему мероприятию

Если вы не успели создать в журнале нужное мероприятие, все работы будут отправляться по мероприятию «Нераспределённые работы». Бывают также ситуации, когда студент по ошибке прислал работу не по тому контролирующему мероприятию. В таких случаях вы можете переместить присланную работу в нужное мероприятие.

Каковы условия выхода с портала на сайты НГТУ?

Доступ ко всем сайтам, которые находятся за пределами сети студгородка, для студентов платный. То есть, выход с компьютера, который находится в общежитии, на сайт своего факультета для студента обходится так же дорого, как выход, например, на европейские и американские сайты. Единственным исключением является сайт ИДО НГТУ, выход на который стал бесплатным несколько месяцев назад. А поскольку многие пользователи не понимают разницу между платными и бесплатными ресурсами сети, то, чтобы не возникало проблем с оплатой и трафиком, на портале «Hostel» есть ссылки только на внутренние ресурсы сети. Никаких ссылок на внешние сайты, в том числе на сайты НГТУ, на портале просто нет.

Электронное расписание

Расписанием (или календарём) называется модуль системы, позволяющий создавать события в календаре по определённым дисциплинам и для определенных групп. Расписание находится в разделе «Учебный процесс».

Если выбрать нужный день (или диапазон дней, если событие многодневное), появится приглашение создать новое событие на эту дату или диапазон дат.

  • Название события (например, консультация, семинар, встреча, экзамен и т.д.)
  • Уточнить дату и время
  • Дисциплину, по которой будет проводиться событие
  • Если событие создаёт тьютор – то можно указать любого преподавателя
  • Группы, к которым это событие будет относиться.

Каким образом университет может помочь развитию портала?

Этот вопрос нам задают довольно часто. Дело в том, что с самого начала основным принципом развития сети студгородка была ее независимость от университета. Студенты делают ее своими силами. На техническое обеспечение, даже с учетом поломок и внештатных ситуаций, хватает тех средств, которые собирают студенты. С другой стороны, администрирование портала или сети студгородка для студентов, входящих в инициативную группу, не является постоянной работой и никак не оплачивается. Если какой-то проект им вдруг станет неинтересен, они его бросят, и никто не сможет заставить их довести его до конца. А как можно просить помощи для реализации проекта, который, скорее всего, не будет завершен? В качестве примера такого незаконченного проекта можно назвать разработку взаимодействия портала и сети студгородка с библиотекой НГТУ.

Наверное, самой серьезной проблемой сети на сегодняшний момент является возможное ограничение внешнего доступа к порталу, что отрицательно скажется, главным образом, на пользователях сети студгородка. В настоящий момент портал развивается, там появляются новые разделы, новые услуги; и количество пользователей, которые заходят на него извне, постоянно увеличивается. В связи с этим резко возрос трафик – в восемь раз по сравнению с 2002 годом, и если раньше вполне хватало одного гигабайта, то теперь и трех гигабайтов недостаточно. Для эффективной работы портала, его постоянного развития и пополнения, для привлечения большего внимания к информационным ресурсам НГТУ в целом необходимо увеличение трафика для студгородка. Однако ЦИТ НГТУ увеличение трафика не планирует. Выход из данной ситуации найти сложно. Один из возможных способов расширения внешнего канала портала — покупка коммерческого канала. Вот здесь помощь университета действительно бы пригодилась.

Структура портала

Портал «Hostel» расположен на сервере, входящем в сеть студенческого городка НГТУ, которая существует практически независимо от локальной сети НГТУ.

В соответствии с девизом портала — «Учимся. Общаемся. Отдыхаем» – его ресурсы можно разделить на три группы:

  1. образовательные и информационные,
  2. интерактивные
  3. развлекательные.

К образовательным разделам портала относятся:

  • расписание, которое самостоятельно выставляют на сайте студенты (в настоящий момент на соответствующей странице портала помещено расписание для 36 групп на 8 факультетах);
  • постоянно пополняемая база данных курсовых работ;
  • ссылки на зеркальные сайты, посвященные программированию.

Среди информационных ресурсов портала выделяются:

  • страницы новостей – внутренних новостей портала, а также новостей России и мира, которые студенты размещают на портале с указанием источников информации;
  • список внутренних ресурсов, доступных в сети студенческого городка, и возможность поиска по этим ресурсам;
  • информация о структуре сети студгородка и ее пользователях;
  • правила пользования компьютерной сетью студенческого городка и порталом «Hostel»;
  • история создания портала;
  • фотоархив;
  • описание конкурсов, благотворительных акций и других мероприятий, инициированных и проведенных студентами НГТУ.

Интерактивная часть портала – это 12 форумов, чат и постоянно обновляемые опросы.

Развлекательная часть портала состоит из сетевого радио студенческого городка, коллекции рецензий студентов на видеофильмы и ссылок на зеркальные сайты, размещенные внутри сети.

Важное место на сайте занимает статистика – точные данные о состоянии каналов, наличии связи, лимитах трафика, системе оплаты, задолженностях пользователей. Ресурсами портала постоянно пользуются около 1500 студентов, проживающих в общежитиях НГТУ

Однако портал представляет интерес не только для обитателей студенческого городка, но и для внешних пользователей. Согласно статистическим данным, в сутки насчитывается около 6 000 уникальных посещений портала. В месяц на него выходят пользователи с 27000 разных компьютеров, 800 из которых включены в сеть студгородка, а 26200 находятся за ее пределами. Для сравнения: количество уникальных посещений официального сайта НГТУ в сутки составляет около 450, а в месяц — в среднем 10200

Ресурсами портала постоянно пользуются около 1500 студентов, проживающих в общежитиях НГТУ. Однако портал представляет интерес не только для обитателей студенческого городка, но и для внешних пользователей. Согласно статистическим данным, в сутки насчитывается около 6 000 уникальных посещений портала. В месяц на него выходят пользователи с 27000 разных компьютеров, 800 из которых включены в сеть студгородка, а 26200 находятся за ее пределами. Для сравнения: количество уникальных посещений официального сайта НГТУ в сутки составляет около 450, а в месяц — в среднем 10200.

На предыдущем заседании Координационного совета НГТУ по информатизации образования портал «Hostel» представлял один из его разработчиков и первых модераторов – инженер-программист ИДО НГТУ, технический администратор сети студенческого городка НГТУ Максим Николаевич Киселев. Редакция бюллетеня попросила его ответить на несколько вопросов о портале.

Rescarta[править]

Очень простая система для публикации оцифрованных книг. Очень простая, впрочем, не означает очень плохая. Библиотека сконцентрировалась на задаче представления в удобном для чтения виде оцифрованных изданий. Это как раз то, что плохо делает Dspace и его аналоги. Rescarta позволяет не скачивать огромный файл, а смотреть книгу по страницам в виде рисунков в удобном просмоторщике. Просмоторщик умеет загружать большие рисунки частями, что ускоряет отображение очень больших картинок.

Также Rescarta подходит для хранения рисунков и аудио-файлов.

Rescarta может обрабатывать метаинформацию и выводить ее для пользователей. Есть простой поиск.

Интерфейс Rescarta не поддерживает адаптивный дизайн. Пользоваться на мобильных устройствах неудобно.

Социального продвижения тоже нет.

Выводы по Rescartaправить

На меня Rescarta произвела благоприятное впечатление. Я предлагаю использовать Rescarta там, где есть относительно-небольшое число оцифрованных книг (сотни или пара тысяч) или рисунков, но нет и не предвидится задач по распространению полноценных текстовых PDF-файлов.

Может возникнуть желание использовать Rescarta параллельно с Dspace. Во многих случаях это будет плохая идея. Плохая идея — иметь несколько совершенно друг с другом не связанных электронных библиотек. Пользователи не хотят изучать кучу интерфейсов библиотеки. Пользователи не понимают где что за поиск и когда каким пользоваться. Более того, они не хотят этого понимать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector